Перспективы строительства жилья в городах-спутниках Минска

Руденск

Что будут представлять собой города-спутники и почему их строительство сейчас идет не столь быстро, как хотелось бы?

В города раньше стремились потому, что там были удобства, рабочие места. Сейчас современные технологии позволяют обустроить сельский дом на самом высоком уровне. Не случайно в последнее время вблизи городов стали бурно расти коттеджные поселки, а в будущем планируется особым образом обустроить жизнь в городах-спутниках. Таких, например, как Смолевичи и Заславль. Что уже для этого сделано?

Процесс пошел

Со строительством первого экспериментального дома в Смолевичах, который планируется сдать в эксплуатацию в начале июля этого года, местным властям только прибавилось хлопот. Дело в том, что к прибытию новых жильцов необходимо будет в срочном порядке решать накопившиеся городские проблемы.

Первое, что я сама отметила, прибыв электропоездом на станцию Смолевичи из столицы, это отсутствие городского транспорта. Хорошо, что я не остановилась в ожидании автобуса на ближайшей остановке, поскольку ходит он крайне редко и не всегда следует по расписанию. Об этом мне поведал местный житель Сергей, который любезно согласился быть провожатым (к счастью, нам было по пути). “А если бы вы видели, какие очереди в нашей поликлинике, — с сожалением поведал собеседник. — Да и с детским садиком, слышал, есть проблема. Одно хорошо — это наши озера. Места здесь такие, что на праздники съезжаются желающие отдохнуть из Жодино, да из Минска тоже”.

Дорога оказалась неблизкая, вдоль железной дороги, а затем по частному сектору — всего где-то около километра. Захотелось зайти в магазинчик или кафе за бутылкой минералки. И тут незадача! Некуда зайти. “Цивилизация у нас тут в основном сосредоточена ближе к центру”, — пояснил Сергей. Пришлось на время оставить эту идею и с интересом разглядывать плотную застройку вросших в землю старых частных домиков. Наконец пришли. На прощание Сергей мне показал место, откуда каждые полчаса отправляется маршрутка на Минск. Надо отметить, что данный вид транспорта ходит исправно, вот только места свободные есть не всегда.

Китайско-Белорусский Индустриальный Парк, план

Китайско-Белорусский Индустриальный Парк, план

Лучший и перспективный

Если отстраниться от частностей, то Смолевичи перспективный промышленный, а в будущем, со строительством Китайско-белорусского парка, и инновационный город. Сегодня на его территории возводятся новые предприятия, и в связи с этим растет потребность в кадрах. Если в прошлом году требовалось около тысячи работников, то к концу нынешнего, с вводом в строй новых заводов и фабрик, это число может вырасти вдвое. Кстати, в прошлом году Смолевичи признали лучшим в республике городом по созданию условий для бизнес-среды.

Многие рассматривают спутники как города, которые нужны для того, чтобы решать проблемы Минска, спасать его от перенаселенности и тесноты. Но это не значит, что они должны превращаться в спальные районы большого города. Наоборот, там должно быть все необходимое для жизни, чтобы переселенцы нашли работу по специальности и не создавали транспортных коллапсов на трассах, ведущих в столицу.

— Проблема есть, поскольку немало домов и коттеджей в окрестностях выкуплено минчанами. В часы пик по автомобильной дороге Р-53 уже сейчас движется плотная вереница машин. Зачем им всем ехать в столицу, если здесь у нас создаются высокотехнологичные рабочие места? Средняя зарплата в промышленности составляет около шести миллионов, в сельском хозяйстве — пять миллионов восемьсот тысяч, — отмечает председатель Смолевичского районного исполнительного комитета Михаил Загорцев. — Специалисты на таких предприятиях, как “Сармат Термо-инжиниринг”, ООО “Снекпро”, завод теплообменного оборудования, мебельная фабрика, завод ветеринарных препаратов, зарабатывают от восьми до одиннадцати миллионов. Кстати, уже сегодня к нам на автобусах из Минска привозят около четырехсот работников.

Я спросила у главы района, как решаются проблемы, которые я отчасти ощутила лично и о которых услышала от местного жителя. “В нашем городе 24 года не строилось ни одного детского сада. Поэтому проблема существует огромная, — поведал мне Михаил Гаврилович. — Но мы приступили к строительству одного, а в перспективе второго дошкольного учреждения. Также отводятся места под строительство магазинов. В городе есть два “Евроопта”, скоро откроются три кафе, приводятся в порядок объекты потребкооперации, пункты бытового обслуживания. Внимание и интерес к тем, кто к нам собирается приехать, большие. Мы запросили списки из столицы, чтобы узнать, есть ли среди них так необходимые городу медсестры, врачи, учителя и другие специалисты. Ведь мы должны помочь новоселам трудоустроиться. Необходимо обязательно начать реконструкцию дороги Р-53. Но у нас на это средств нет. Мы уже подыскали помещение, где разместится собственный автопарк, в скором времени закупим новые автобусы”.

Недавно в городе построили стадион, имеется семь отделений ДЮСШОР, планируется открытие отделения Федерации парусного спорта, реконструкция сквера. Привлекаются коммерческие застройщики. Всего за прошлый год город вырос на 70 тысяч квадратных метров жилья. Часть квартир арендные, которые строят предприятия, чтобы привлечь работников.

Маленький, да удаленький

Второй адрес моей поездки — Заславль. После промышленных Смолевичей он смотрится совсем по-другому — недаром это культурно-исторический центр. К тому же к столице он ближе и транспортное сообщение получше.

Согласно постановлению Совмина № 976 застройка и развитие городов-спутников Заславля и Фаниполя должны были начаться еще с 2013 года. Но программа не получила должного развития.

— Я, конечно, рада за нуждающихся в улучшении жилищных условий минчан, но у нас стоит на очереди порядка двух тысяч местных граждан. Поэтому меня интересует вопрос, какие для них будут предусмотрены преференции, — говорит председатель Заславского городского исполнительного комитета Светлана Карташева. — Пусть не сегодня, но завтра намеченное обязательно начнет реализовываться. Мы морально готовимся к тому, что мир меняется и невозможно жить “под куполом”. Я надеюсь, что, опираясь на смолевичский опыт, специалисты впредь будут подходить к строительству городов-спутников комплексно, экономически продуманно и обоснованно, с учетом требуемых инженерных сетей и инфраструктуры.

Кстати, большая проблема для города — это изношенные инженерные сети. Мэр Заславля переживает, что они уже не в состоянии обеспечивать растущий город, в частности, потребности новых жильцов трех многоэтажных домов (порядка 400 квартир), которые сегодня строит “КМК-ИНВЕСТ”.

— Сегодня мы готовимся к проведению праздника Дня белорусской письменности, который пройдет 6—7 сентября, — рассказывает Светлана Петровна. — Мы хотим, чтобы не только гости, но и местные жители обратили внимание на то место, где они живут. Думаю, что Заславль — это город с хорошим будущим!

С опытом — свежие идеи

В решении многих социально-экономических вопросов минчане обречены все чаще возвращаться к концепции городов-спутников. Любопытно, что еще не определен статус города-спутника (не вышел соответствующий документ). Городские и областные власти пока определяются с территориями, куда стоит вкладывать средства. Наиболее перспективные площадки — это Смолевичи (планируется построить еще 11 многоэтажных домов с соответствующей инфраструктурой) и Руденск. “Разработан план Руденской агломерации и к концу года, возможно, будет готов детальный проект”, — поделился информацией главный архитектор Минской области Александр Волович. Ожидается, что города вырастут в пять раз. Дальше на очереди Заславль, Логойск, Фаниполь, Дзержинск и даже Столбцы. Уже с 2017-го основной центр тяжести в строительстве из столицы должен сместиться в города-спутники.

Из уже реализованного пока лишь один построенный на окраине Смолевичей дом. Тем не менее минчане все же получат жилье, квадратный метр которого сейчас стоит 5—6 миллионов, а власти и специалисты — колоссальный опыт реализации подобных проектов. Стало понятно, что подобное строительство требует комплексного подхода и более внимательного отношения к местному населению. В то же время города-спутники — это не территории, застроенные многоэтажками, где цена квадратного метра почти такая же, как в столице. Города-спутники — это скорее площадки индивидуальной застройки с высоким уровнем комфорта.

Необходимо разработать стратегию освоения новых территорий, — считает экономист Георгий Гриц. — Определиться, чего мы хотим: создать полноценный инновационных городок, вынести промышленные предприятия, а с ними и рабочие места за город или просто решить жилищный вопрос для граждан большого города. Под каждую из данных стратегий должен быть определен свой механизм финансирования. Это может быть проект государственно-частного партнерства, когда из бюджета выделяются средства на инфраструктуру, а частники (это могут быть и внешние инвесторы), насыщают ее современными технологиями и привлекают высокоинтеллектуальных специалистов, например, IT-сферы. Другой сценарий — когда предприятия заинтересованы привлечь работников и строят для них арендное жилье. Третий вариант — это бюджетные средства, льготные банковские кредиты и средства самих граждан, пожелавших переселиться в город-спутник, чтобы решить свои жилищные проблемы”.

Большой город не должен создавать проблемы, поглощать трудовые ресурсы, уничтожать индивидуальность маленького города, делать его окраиной, спальным районом. А наоборот, должен делать города-спутники престижным местом для жизни. У многих пригородных, красивых местечек есть перспективы стать лучше столицы, только их нужно раскрыть и реализовать.

При каких условиях, на ваш взгляд, люди охотнее станут переселяться в города-спутники?

Александр ГОРВАЛЬ, начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Беларуси:
— Интерес людей к новым территориям проснется, когда там будут созданы современные рабочие места, будет налажено хорошее транспортное сообщение и начнется активное строительство. А для этого нужно иметь и рационально использовать деньги граждан, организаций и государства.

Виктор КРАМАРЕНКО, архитектор:
— Пока большой город еще подкупает доступностью мест приложения труда, сосредоточием культуры. Но все явственнее проявляются недостатки: транспортные пробки, загазованность. Малые города вблизи столицы лишены этих недостатков, а их жители, в свою очередь, могут пользоваться всеми благами большого города. Скоро людей не нужно будет заманивать ехать в спокойную, чистую зону, это произойдет естественным образом.

Владимир ВАСИЛЕГА, ученый-экономист:
— Финансирование городов-спутников должно осуществляться в рамках отдельных программ. Желательно, чтобы в комплексе, до мелочей были продуманы потребности людей в социальных, бытовых, медицинских, образовательных, торговых и иных учреждениях.

ng.by


Просмотров: 2 010

Вам понравится...

Комментарии:

1 Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>